Амбулаторная программа психо-коррекционных занятий
Особенности психо-коррекционной работы с клиентом, находящимся на амбулаторном лечении
Коррекционная работа не предполагает полной изоляции клиента от социума, семьи, работы. Находясь на амбулаторном лечении, клиент имеет возможность осуществлять привычные обязательства: посещать учебные заведения, работать в установленном графике, проводить время с семьей. Совместно со специалистами, участник программы приобретает и развивает навыки, необходимые для успешного прохождения социальной адаптации и поддержания трезвости.
Показания к прохождению амбулаторной социальной адаптации имеют лица мужского и женского пола, имеющие химическую и нехимическую зависимости, прошедшие курс реабилитации стационарно. В ходе психо-коррекционной работы осуществляется воздействие на мотивационную, эмоционально-волевую, деятельную и когнитивную сферы личности.
Цели и задачи психо-коррекционной работы:
- Укрепление мотивации на поддержание трезвого образа жизни;
- Поддержка на этапе социальной адаптации;
- Формирование и закрепление навыков для поддержания трезвости (умение справляться с личными переживаниями, способы регуляции эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и здоровых паттернов поведения);
- Формирование навыков саморефлексии;
- Формирование ответственности за свои действия;
- Помощь в развитии стрессоустойчивости (аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика);
- Помощь в исследовании и определении ситуаций, провоцирующих срыв и последующий рецидив;
- Помощь в восстановлении семейных взаимоотношений.
Условия реализации психо-коррекционной работы в условиях амбулаторной ресоциализации:
- Добровольное согласие клиента на прохождения программы социальной адаптации;
- Добровольное согласие на соблюдение принципов семейного договора;
- Добровольное согласие родственников клиента на оказание им психологической помощи.
Основные технологии терапевтического воздействия:
- Диагностические: проективные тесты, диагностические подход в арт-терапии, диагностика эмоционального состояния с использованием метафорических ассоциативных карт;
- Психокоррекционные: когнитивный, системно-семейный, гештальт-терапевтический, психодрамматический, экзистенциальный подходы;
- Арт-терапевтические: рисунок, живопись, сказкотерапия, лепка.
Результаты психо-коррекционной работы:
- Оказание всесторонней психологической и моральной поддержки клиенту с целью преодолеть трудности первого этапа социальной адаптации;
- Развитие навыков рефлексии;
- Способность клиента регулировать свое эмоциональное состояние, самостоятельно справляться с жизненными трудностями.
- Психокоррекция деструктивных моделей поведения;
- Коррекция семейных сценариев, оказывающих влияние на поддержание заболевания.